«Роднику» семь лет – пора в школу!
Когда на очередное занятие Школы вожатского дела
приходят молодые люди и говорят, что хотели бы у нас учиться (заметьте, не стать
вожатыми, не работать в «Тимуровце»), приходится отвечать отказом, так как летом
порой не хватает рабочих мест. Но они остаются всего на один урок и … остаются
навсегда.
Идея создания в ДСОЛКД «Тимуровец» Школы вожатского дела возникла достаточно
давно, но окончательно проект сформировался благодаря знакомству с работами
замечательного русского философа и методолога Георгия Петровича Щедровицкого.
В своей книге «Педагогика и логика» (1993) он подробно изложил идеи по поводу
внедрения нового системомыследеятельностного подхода в образовательные учреждения
нашей страны.
Несколько упрощая, СМД-подход можно определить как «особый метод усвоения интеллектуальных
функций и перевода мышления в деятельность». Вы когда-нибудь наблюдали за маленьким
ребенком? Вот он сталкивается с новой для себя задачей. Что он делает? Он призывает
к помощи весь свой полученный, но пока еще не большой опыт, пытаясь решить проблему
эмпирическим путем. Когда же многочисленные попытки по устранению преграды заканчиваются
неудачей, ребенок обращается за помощью к родителям. Примерно то же самое происходит
и на наших занятиях в Школе.
Принцип обучения следующий: когда студент в своих действиях к достижению поставленной
цели сталкивается с затруднением, в этот момент ему и становится необходимым
знание, помогающее преодолеть барьер. Но сначала он должен понять, что ему нужно
для решения задачи, а стало быть, должен уметь анализировать ситуацию. И только
в тот момент, когда отрефлексирована и понята сущность затруднения, когда собственные
знания и опыт становятся бессильны, только тогда появляется учитель, чтобы дать
фрагмент знания, как инструмент для решения задачи. В нашей Школе знания впрок
не даются. Пока у студентов не появится запрос на эти самые знания, пока они
не осознают их важность для своей будущей профессии, усилия преподавателей будут
тщетны. Поэтому преподавание уже не может быть простой трансляцией систем накопленных
знаний, и учитель не просто читает лекции, а является своеобразным гидом по
миру детства, а это уже совсем другая педагогическая квалификация.
Наши студенты постоянно что-то делают головой и руками: думают, анализируют,
разрабатывают, проектируют, изобретают, дискутируют. Важно то, что параллельно
они овладевают искусством управления, которое сосредоточено в нескольких способностях:
быть лидером, уметь конструктивно общаться с людьми, уметь распределять ресурсы,
которых всегда не хватает, и, наконец, иметь свое видение вожатской работы.
Реализация такого подхода потребовала почти полной реорганизации традиционной
образовательной модели, на основе которой функционирует большинство вожатских
школ. Этот процесс оказался довольно-таки сложным, но если мы хотим обеспечить
сознательное развитие способностей студентов и, соответственно, сознательное
формирование у них необходимых для работы навыков, то придется не один год работать
над созданием новых активных методов обучения, методов, которые позволяли бы
студентам в короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть нужными знаниями и
умениями.
Все вышеперечисленное позволит нашим студентам быть успешными в своей работе.
Ведь современная кадровая политика лагерей – выбирать лучших. Лозунг «кадры
решают все» не утратил своей актуальности, наоборот, руководство детских лагерей,
понимая важность качества системы образования воспитателей и вожатых, затрачивают
значительную часть сил и средств на их обучение. Поэтому наличие такой Школы
позволит производить более качественный отбор студентов, вести индивидуально
каждого студента по учебным траекториям и по окончанию курса самостоятельно
определять профессиональную компетентность педагога.
Но все-таки главной задачей Школы считаем воспитание нового поколения педагогов,
современно мыслящих, способных быть лидерами, глубоко понимать вожатскую работу,
вести за собой других, двигаясь к намеченной цели. Ведь сейчас гораздо важнее
движение человека вперед, чем движение в твердо обозначенном направлении. Лучше,
если это движение будет осмысленным. Поэтому необходимо готовить такие педагогические
кадры, которые будут способны с достоинством решать поставленные задачи и конструктивно
строить свою работу, жизнь и, скорее всего, смогут определить будущее нашего
лагеря.
Вызов современности звучит так: «Мир открыт. Ты погибнешь скорее от скуки, чем
от голода и холода, так сделай же что-нибудь!»
Зеленина Валентина Сергеевна
Руководитель Школы вожатского дела ДСОЛКД «Тимуровец»
|